ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з представниками депутатського корпусу

Інтерв'ю секретаря
Херсонської міської ради V скликання (2006-2010р.р.)
Юрія Погребного

Юрій Погребной

Юрий Борисович, местное самоуправление – это новая для Вас сфера деятельности или возможно Вы имеете определенный опыт работы в структурах, связанных с местным самоуправлением?

Как сфера деятельности, местное самоуправление для меня действительно является новой сферой. Я ни разу не избирался депутатом городского или районных советов и не работал в исполнительных органах.

Но если говорить о задачах управления, которые стоят сейчас передо мной, как перед секретарем городского совета, то у меня есть управленческий опыт в сферах, на мой взгляд, близких по управленческим задачам к моей теперешней деятельности. Это и работа, в свое время, в комсомоле, где я был заведующим организационного отдела Комсомольского райкома комсомола, и работа в профсоюзе, где я работал инструктором орготдела и инспектором в ЦК профсоюза по Херсонской области. Задачи управления в этих структурах очень похожи по своей сути.

Ну и, кроме того, с 1991 года я работал в бизнес – структуре, организовав собственное дело – «Торговый дом «Фаворит». И если учесть, что уже 15 лет эта структура работает и развивается, наверное, я имею право сказать, что управленческий опыт и в этом направлении у меня достаточно успешный.

Расскажите, пожалуйста, для рядовых жителей города, что такое городской совет и как он работает.

С точки зрения состава, городской совет - это 76 депутатов, которых избрали по партийным спискам и они представляют 8 партий: Регионы Украины - 22 человека, фракция Блока Ю.Тимошенко - 20 человек, 9 чел - Народная оппозиция блока Н. Витренко, 7 человек - блок Сергея Кириченко "Громадський контроль", по 5 человек фракция ВИЧЕ, представителем которой я являюсь, и фракция Наша Украина и по 4 человека от коммунистов и Народного блока В. Литвина.

С точки зрения функциональной роли, городской совет - это место принятия всех важных решений для нашего города. Именно городской совет определяет выбор направлений, куда и сколько направить средств, сколько денег будет тратиться, предположим, на школы, или на культуру, и сколько будет направлено в отрасли народного хозяйства.

По аналогии с Верховным Советом, который пишет законы для всей страны, можно сказать, что Городской совет пишет законы для жизни наших горожан. И хотелось бы, чтобы громада это понимала и соответствующим образом влияла на депутатский корпус. Если часть громады, например, считает, что мы недостаточно развиваем культуру, и необходимо улучшить ее состояние, то только депутатский корпус может, сместив акценты с латания дыр на дорогах, направить деньги на развитие культуры - на то же возрождение парков или организацию фестивалей в городе. Только городской совет может реально изменить приоритеты, потому что управления культуры, народного образования или городского хозяйства являются исполнительными органами городского совета и действуют в рамках решений, которые он принимает и в рамках тех средств и ресурсов, которые им выделены. Поэтому ждать от них каких либо прорывов, если городской совет на это не нацелен, бесполезно.

Сбалансирован ли с вашей точки зрения Херсонский городской совет в плане представления интересов основных социальных групп города?

Новая партийная система организовала совсем другие по качеству Советы, чем были ранее. Думаю, все представляют себе, как формировались партийные списки.

Верхняя часть – это самые богатые и влиятельные люди в городе и регионе и поэтому, буквально у всех партий, первыми в списках шли успешные бизнесмены. В результате, городской совет процентов на 70 и состоит из этих успешных и заметных в городе людей. А остальные социальные группы представлены слабо или совсем не представлены и в этом есть определенная проблема. Например, фракция ВИЧЕ ввела в свою предвыборную пятерку студента Херсонского государственного университета и это единственный студент, который прошел в городской совет, в то время как в городе у нас порядка 11% студентов.

Т.е. по результатам выборов, можно сделать вывод, что партийная система, которая была введена, не позволяет получить адекватный срез общества. И поэтому стоит вопрос, как заставить этих успешных и образованных людей обратить свое внимание на те сферы социума, которые они себе не представляют или представляют достаточно слабо. Это задача громады. Городской совет подотчетен громаде и должен находиться под ее влиянием. Хотя, сейчас при партийной системе те депутаты и фракции, которые прошли в Совет, фактически, в первую очередь, подотчетны своим партиям. И вопрос отчетности перед громадой на сегодня открыт.

Как партийные организации через городской совет могут реализовать свои предвыборные программы?

Вопрос на сегодня не простой. Например, фракция ВИЧЕ идя в городской совет, пообещала осветить город и конечно через некоторое время нас спросят, о том, что мы сделали в этом направлении. Но только принятие решения городским советом позволит выделить средства на реализацию этой или какой-либо другой программы, а это минимум 39 голосов в разнообразном спектре нашего городского совета. И. даже самая крупная фракция в совете – фракция Партии Регионов, чтобы провести решение, которое она инициирует, должна найти еще 17 единомышленников. Поэтому реализация каких-то предвыборных программ, возможно, будет затруднена.

Но обоснованные проекты получают поддержку практически во всех фракциях, если у представителей инициирующей стороны достаточно корректности и умения донести свою идею и мысль до остальных. Если же некоторые фракции начинают действовать с позиции силы, то это дает только обратную реакцию. Поэтому если существует политически и экономически корректный диалог, то общее мнение находится, несмотря на то, что это разные фракции.

Задачей городского совета и городского головы, и меня, как секретаря, есть выделение таких вопросов, которые возможны для принятия. Например, коммунисты и партия Регионов несколько раз выносили вопрос о языке, а шансов принять это решение не было, потому что Наша Украина - против, БЮТ - против, ВИЧЕ - против. Хотя ВИЧЕ за то, чтобы русский язык был признан официальным на всей территории Украины, а украинский – государственным, но почему мы должны поддерживать партию Регионов и коммунистов, в том, что бы принять на территории Херсона русский язык государственным, посеяв тем самым рознь? В результате, все в Совете перессорились, во время дебатов вокруг этого вопроса, и не приняли ряд важных решений, которые были на это время отодвинуты на задний план.

Думаю из этого были сделаны правильные выводы. И теперь по тем вопросам, которые теоретически могут быть вынесены на рассмотрение Совета, мы стараемся получить аналитическое заключение: стоит ли этим заниматься или не стоит тратить на это ни время, ни деньги, ни силы, потому что поддержки не будет. Если такой конструктивный подход возобладает, то совет сможет работать плодотворно, реализуя важные предвыборные инициативы партий, т. к. основное количество депутатов это очень образованные люди, которые являются сегодняшней элитой нашего города.

Эффективно ли, с вашей точки зрения, сейчас работает городской совет и какие Ваши прогнозы относительно его последующей деятельности.

К сожалению, на сегодня городской совет не работает в такой структурно-отлаженной системе, которая бы давала возможность решать стратегические задачи. В большей степени, наши действия – это решение оперативных задач. Пришла осень - срочно деньги на крышу, готовимся к зиме - срочно деньги на котельную и т.д.. Все это, безусловно, надо делать, но, на мой взгляд, за всеми этими каждодневными задачами нельзя забывать о стратегии движения. Ведь многие из тех городских целевых программ, которые приняты и работают у нас в городе, производят такое впечатление, что они написаны еще в семидесятых годах прошлого столетия. И то, что по такие программы принимаются, и то, что по таким программам управления пытаются отчитываться, у многих депутатов - бизнесменов, которые знают и умеют работать со стратегией и с бизнес-планами, просто вызывает негодование.

Сейчас идет процесс утверждения заместителя мера по гуманитарным вопросам. Так вот когда мы рассматривали кандидатуру С. Черевко на фракциях, мы его попросили, поменять акценты, т. е. не только, условно говоря, заниматься мусором, рассыпанным вокруг школ и детских садиков, но обратить основное внимание на креативную сторону развития Херсона, на инновационные вещи, в смысле развития культуры и туризма.

Ведь обладая такими природными ресурсами, как два моря в области, дельта Днепра, мы совершенно это не используем, и нет городской программы развития туризма, и нет ни одного сотрудника в аппарате исполнительного комитета, который бы занимался этим вопросом. Херсон, также, на мой взгляд, не имеет ни одного сильного массового фестиваля. Каховка имеет «Таврийские игры», Голая пристань имеет «Кавуновый» фестиваль и фестиваль «Купальские зори». А в Херсоне – только «Мельпомена Таврии». Это прекрасный фестиваль для любителей тетра, но массовых фестивалей, заметных по всей Украине, к сожалению нет.

Я считаю, что Городской совет должен, наряду с хозяйственными вопросами, подумать о развитии в другом направлении - культурном, связанном с туризмом. И, на мой взгляд, заинтересованность депутатов работать над этими вопросами есть – значит, будем работать.

Громада - чем для Вас есть это понятие?

Громада - очень хорошее, емкое слово и понятие. Громада - это не просто население, это сообщество жителей, которое может влиять на качество своей жизни и качество жизни города. В идеале, громада – это когда все жители города понимают свои права, точно знают свои обязанности и умеют пользоваться существующими инструментами для реализации своих прав и обязанностей.

На мой взгляд, основная проблема сегодняшней нашей громады, в том, что каждый занимается своими частными проблемами, а все вместе мы не умеем потребовать с чиновников реализации своих собственных прав. Те, кто научились требовать для себя, могут это сделать, и в его отдельно взятой квартире никогда не будет плохих труб или текущей крыши.

А если бы громада в целом, вышла на более высокий уровень требовательности, в том числе и к городскому совету, и к исполнительным органам власти, то люди в городе, несомненно, жили бы более комфортно. Ведь чиновник, если у него за спиной не стоит «тень требующего члена громады», - расслабляется. Он не знает, например, что существуют, такие проблемы, как работа транспорта после 22.00, потому что он им не пользуется, а это проблема для тех, кто работает посменно. Он не будет за нас отстаивать право граждан не платить деньги за холодные батареи и т.д.

Поэтому, мы все, как члены громады, должны понимать, что нанимаем власть для обслуживания собственных интересов и должны с нее за это спрашивать. И если мы будем это понимать, то и голосовать будем более осознанно, понимая, кого нанимаем на работу. Но есть и обратная сторона медали, о которой нельзя забывать – это ответственность громады. Если члены громады будут требовать, чтобы их все обслуживали, а сами будут выбрасывать мусор из окна 9-ого этажа, то это глубокое заблуждение. Поэтому только сочетание собственной ответственности с требовательностью к власти и будет характеризовать настоящую громаду. И если у нас будет такая громада, то она, несомненно, обеспечит себе более комфортную и счастливую жизнь.

Как Вы лично видите развитие нашего города и какие предпосылки успешного развития считаете важнейшими?

Я думаю, для успешного развития города, нужно уделять внимание духовному развитию молодежи. А у нас забота о душах, о воспитании молодежи, на мой взгляд, отсутствует в принципе. Совершенно материалистическое направление всего: от распределения депутатов по комиссиям, до бюджетного процесса. У нас в совете 10 постоянных комиссий. Так вот комиссия по культуре и образованию - это 3 человека, а комиссия по распределению земли – это 26 человек.

Вот акценты и приоритеты, которые мы сегодня расставляем. Никому не интересно заниматься культурой и образованием, а всем интересно заниматься распределением земельных участков. Конечно, это проблема не только сегодняшнего дня и не только нашего города или региона. Проблема достаточно глубока. Ее корни уходят в материалистический советский период, в проблемы первых лет построения нашего государства, когда большинству приходилось думать только о том, как выжить.

В результате, землю делить умеем, строить тоже умеем, а традиций думать о душе, о чем-то высоком нет. Поэтому я считаю, что мы должны начинать думать о развитии культуры и духовности и выделять на это адекватные средства. Кроме того, я считаю, что нужно уделить внимание просвещению горожан по очень многим вопросам, начиная с самых простых бытовых и заканчивая вопросами местного самоуправления и защитой своих прав.

Бесіду вела A. Парфьонова

Жовтень 2006 р.