ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з успішними керівниками

Інтерв'ю директора Херсонського фізико-технічного ліцею
Бабенка Миколи Івановича

Бабенко Микола Іванович

Николай Иванович, физико-технический лицей имеет настоящий «Знак качества» в виде побед учащихся на сложных и престижных олимпиадах, в виде процента ваших выпускников, поступивших в ВУЗы. За счет чего удается получить такой результат?

Главный залог успеха – это обеспечить исключительно уважительное отношение к личности ребенка. Надо видеть в ученике личность, относится к нему как к личности и создавать условия для того, чтобы он развивался как личность. Для этого надо, чтобы правила, которые мы вырабатываем для учеников и требуем их выполнения, были понятными и справедливыми, чтобы педагоги были последовательны в своих требованиях, и чтобы учебный процесс позволял им получить качественные знания.
Ученик должен понимать, что для его жизни очень важны здоровье и интеллект, который прирастает знаниями. Что знания – это его капитал и что невозможно все постичь и открыть самому, а надо пользоваться тем концентрированным опытом, которые накопило человечество. И поэтому, когда мы делаем все, чтобы это понимание пришло к ребенку, и создаем условия для учебы, тогда и приходит успех в виде раскрытых талантов и твердых знаний у детей.
Ну и конечно, относиться к ребенку как к личности и создать условия для развития, могут педагоги по призванию – те, кто любит детей. Я вслед за японцами, которые говорят: «Дайте нам хорошего человека и мы воспитаем отличного специалиста», утверждаю, что только добрый и моральный человек может стать педагогом и вырасти в классного специалиста. Мы работаем над тем, чтобы у нас были именно такие педагоги.
И, наконец, я глубоко уверен, что успех любой организации и любого предприятия обусловлен качественными, системными действиями руководства. Без этого успех невозможен.

В Ваш лицей поступают учащиеся 8-9 классов. Как Вы оцениваете уровень подготовки учащихся в школе и какова тенденция за последние годы – улучшения, ухудшения или стабильности качества знаний?

Об уровне подготовки учащихся нельзя говорить однозначно. Есть школы, из которых приходят дети, подготовленные достаточно хорошо. Это значит, что эти школы находятся на правильном пути, что они находят новые современные технологии передачи знаний. Есть школы, где качество подготовки хуже. Но в целом необходимо, чтобы не одна школа, и не пять школ, а все наши школы системно и последовательно занимались качеством учебного процесса. Однако, надо понимать, что самим школам это не под силу. К сожалению, современной стройной и целостной концепции в отношении системы образования сейчас нет. Старая, которая была при Советском Союзе, во многом разрушена, а на смену ей пока не пришла новая. Колоссальное, превалирующее значение в системе образования играет технология передачи знаний, которая должна быть четко отработана. Очень важна открытость технологии, последовательность, закономерность, прозрачность видения, понимания и так далее. И хорошо, что в нашем городе управление образования ведет очень целенаправленный поиск и системно работает на отработку технологий и повышение качества образования. Что касается стабильности качества знаний, то, в соответствии с философским законом перехода количества в качество, оно, в том числе, обеспечивается количеством часов, затраченных на подготовку. И здесь, опять таки, все достаточно индивидуально. Но, на мой взгляд, наблюдается пусть медленная, но достаточно стабильная тенденция последовательного улучшения отношения к знаниям как к ценности.

Помещение для лицея - эта проблема по-прежнему стоит перед Вами и если да, что почему?

Этой проблемы уже практически нет - сегодня здание, в котором мы находимся, передано на баланс управления образования, т.е. в коммунальную собственность города. Лицей получил свидетельство на здание и теперь наступает период, когда мы поэтапно, в режиме, согласованном с техническим университетом, начнем расширять свои площади. И я благодарен ректору технического университета Юрию Николаевичу Бардачеву за понимание. (Здание много лет считалось пятым корпусом университета и в нем расположены некоторые университетские кафедры и аудитории – прим. Парфеновой А.В.)

Ваше отношение к коррупции или, вернее, к взяточничеству в средней и высшей школе?

Взяточничество в лицее отсутствует, вы сами это знаете. (Да, я действительно могу это подтвердить, так как обе мои дочери учились в лицее - прим. Парфеновой А.В.).
Как нам этого удалось достичь? Мы знаем, что для того, что бы существовали взятки, нужны условия и пока условия существуют - взятки будут. Условия самые разные, но на уровне учебного заведения их можно исключить, и значит исключить взяточничество, что мы и делаем. У нас в лицее учитель не может повышать или понижать оценку при проверке результатов, так как все работы письменные, они зашифрованы и проверяет их не тот учитель, который проводит работу в классе. Этим мы исключаем провокативный фактор – ведь если учитель не может гарантировать оценку за деньги, зачем тогда взятки? Но все же самый эффективный и самый правильный способ избежать взяточничества - это дать людям нормальную зарплату, чтобы они не унижались и не опускались до взятки.
Но в наших условиях, мы пока не можем обеспечить нормальное финансирование, естественное, достойное труду. Это же надо – дожились, по остаточному принципу финансируем будущее! Бред!!!
О коррупции в высшей школе говорить не буду. Это не моя парафия, единственное, что я могу сказать, что министр образования С. Николаенко, вводя государственное тестирование, старается решать эту проблему.

Кто на Ваш взгляд, представляет гуманитарную интеллигенцию Херсонщины и имеет ли она какое-либо влияние на духовность, на становление патриотической элиты или может быть на воспитание будущих патриотических элит?

Я бы этот вопрос переформулировал по-другому: «Что надо сделать, чтоб сформировать патриотов Херсона, Херсонщины, Украины?» А для этого надо говорить, надо показывать нашим детям с малого возраста, что является ценностью. Ценности – ведь они определены. Ценностью является семья, ценностью является школа. Ведь, это твоя Alma Mater! Не только высшие учебные заведения, а именно школа. Величайшими ценностями являются добродетель и патриотизм. Вот французы завоевали второе место на чемпионате мира по футболу, на предыдущем чемпионате – первое. Итальянцы стали чемпионами мира. А ведь они достигли это не за счет чего-то чрезвычайного. Они просто патриоты, побеждал патриотизм, высочайшее уважение к нации, к своему народу.
Нам надо во всех школах, вопросами патриотического воспитания заниматься с первого класса, а точнее с пеленок. Люди, которые уезжают за границу, – это те, кто потерял чувство патриотизма или не имел его. Не надо быть патриотом только Украины - ты будь патриотом своего города, своего дома, своей школы. Мы патриотическому воспитанию в лицее уделяем колоссальное внимание. Эти вопросы являются главными при формировании учительского коллектива. Мы стараемся сформировать братство лицеистов. На это направлены все наши традиции, наши праздники и все без исключения дети выходя отсюда, остаются побратимами между собой и патриотами лицея.

Каковы, на Ваш, взгляд, причины деградации и развала многих отраслей промышленности и сельского хозяйства, которыми раньше гордился город и область?

Ответ, на мой взгляд, очень короткий, простой и понятный - патриотизм за последние годы у нас подавлен и погублен. А корни, наверное, в том, что при социализме искоренили чувство собственника. Кто такой собственник? Собственник - это не тот, который никому ничего не дает, а тот, кто и у другого не берет и у себя не позволяет воровать. В то время сформировалась очень разрушительная идея - идея о том, что украсть у государства не зазорно и на этой идее было сформировано целое сословие воров. Но в советские времена была мощная контролирующая организация, в виде партийной системы. А когда эта контролирующая организация исчезла, стереотипы поведения, что украсть у государства не зазорно - остались. И мысль о том, что, воруя как бы у государства, ты тем самым обворовываешь конкретных людей, обворовываешь нацию, не приходит в голову тем, кто привык воровать. Вот отсюда коррупция, отсюда воровство. Это не значит, что это одна единственная причина, но это фундаментальная базовая причина - мы создали целое сословие воров. А вор не может быть патриотом. Отсюда отсутствие патриотов, отсюда бешенный, безнравственный, беспредельный грабеж государства, страны и народа в целом. Понимаете, вор - он не патриот своего народа и все, это главная причина.

Что, по Вашему, необходимо городу для успешного развития?

Ответ все тот же - патриоты. Если бы мы не разбазаривали, говоря очень деликатно, те средства, которые город имеет, а использовали их, то город бы, несомненно, развивался. Вот наш лицей - за последние 16 лет мы впервые получили 20 000 грн. на то, чтобы отремонтировать крышу. До этого нам не давали ни копейки, только на зарплату. Но мы не разбазаривали то, что имели и не разворовывали, и лицей состоялся.
И еще мне хочется рассказать притчу о том, как должен держать руку настоящий мужчина - зажать ее в кулак или раскрыть ладонь. Один старый негр умирая, задал этот вопрос своим сыновьям, а потом показал, что он имеет в виду. Он открыл руку, положил в нее банан и сказал младшему сыну: «Возьми, пожалуйста, банан, это тебе». Тот взял банан и рука осталась пустой. А потом он сказал: «Дети, я так хочу банан» и остальные сыновья положили в эту руку по банану. Так вот, настоящий мужчина должен держать руку раскрытой - с неё можно взять, но в неё можно и положить. А из руки, зажатой в кулак, ничего не возьмешь и в нее ничего не положишь.

Бесіду вела Г. Парфьонова
грудень 2006 р.