ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з представниками громадськості

Інтерв'ю голови громадської організації "Організація солдатських матерів України" Ольги Давидівни Безкоравайної

Ольга Безкоравайна

Когда возникла «Организации солдатских матерей» и каковы ее основные цели и задачи?

Организация солдатских матерей возникла, как общесоюзное объединение в конце 80- х годов, когда было очень много случаев гибели в армии военнослужащих срочной службы и истинные причины их гибели умалчивались. Для родителей это были ужасные трагедии и они пытались узнать, как это случилось, в какой обстановке. Матери стихийно собирались, объединялись и требовали от правительства отрыть архивы. После долгих протестов, петиций, пикетирований на Красной площади, солдатские матери были приняты Горбачевым, тогдашним президентом СССР и маршалом Шапошниковым. По результатам встречи, было принято решение, чтобы открыть в Лефортово архивы, и разрешить комиссии из женских организаций (тогда еще не зарегистрированных) доступ к этим документам. Архивы открыли ужасные вещи о сокрытии истинных причин гибели, выявили несоответствие в документах. И вот тогда, как протест против всего этого беспредела, была создана первая организация, которая называлась «Комитет солдатских матерей против насилия». Сейчас в Украине существует организация, которая является ее продолжателем и называется «Организация солдатских матерей Украины», а в области ее отделение - Херсонская областная организация, которую я возглавляю с 1992 года.

Организация «Комитет солдатских матерей против насилия» начала собирать материалы и издавать книгу «Белые страницы» с информацией о погибших военнослужащих и истинной причине их смерти.

А в чем были истинные причины?

Истинные причины – это доведение до самоубийства из-за дедовщины, коррупции. Ребят, особенно в стройбатах, где они имели дело с материальными ценностями, заставляли искать клиентов, продавать стройматериалы, а не принес деньги за проданный материал – к тебе применяют насилие. Было много случаев нарушения правил техники безопасности, из-за которых гибли ребята.

А как сейчас в армии обстоят дела с аналогичными проблемами?

Сейчас эти проблемы, можно сказать, почти решены. Единичные случаи, конечно, не исключены, но массовой дедовщины нет. Сейчас у ребят нет таких предпосылок, чтобы делить, что-то между собой, все из Украины, на своей родной земле, за пределами Украины никто не служит из срочной службы.

И все-таки Вы контролируете вопросы безопасной службы в армии или вы уже отошли от них и перешли к другим вопросам?

Мы не отошли, когда есть такие прецеденты, наша всеукраинская организация выходит на Министерство обороны и юристы организации требуют предъявление документов, участия в комиссиях по расследованию ЧП. Когда в Чернигове, из-за неправильного обращения с оружием, снаряд попал в казарму и погибли двое солдат, а третий был тяжело ранен, в тот же день председатель нашей всеукраинской организации была включена в состав созданной комиссии по расследованию этого несчастного случая. Сейчас армия стала более открытой и в 90% случаев уже пишут истинные причины гибели или травм. Сегодня мы видим своей первоочередной задачей донести до военнослужащих информацию о том, что они автоматически застрахованы государством, а также порядок оформления травм в армии. Ведь если в учетной карточке нет соответствующей записи, что солдату оказывали первую помощь, то в дальнейшем только в суде придется доказывать, что имела место травма.

Какие еще задачи вы ставите перед собой?

За 15 лет участия в призывных комиссиях, мы видим резкое ухудшение состояния здоровья молодежи. И физическое и психическое развитие многих ребят оставляет желать гораздо лучшего. Мы сейчас инициируем во всех областных организациях Украины, чтобы, во время прохождения призывной комиссии, ребят обследовали на щитовидную железу, ВИЧ-СПИД, гепатит. Ведь фактически вся Украина пострадала от Чернобыля и если парень, у которого нелады с щитовидной железой, попадает служить там где уровень радиации выше или есть оборудование, которое излучает и оказывает вредные воздействия, то это является провоцирующим фактором, ухудшающим его здоровье. Если же молодой человек идет на службу и является носителем ВИЧ или гепатита, то он, фактически ставит под угрозу заражения своих сослуживцев.

По нашему мнению, на здоровье молодежи, кроме последствий возможного недоедания в детстве или каких-либо болезней, очень пагубное влияние оказывают чрезвычайно распространившиеся алкоголизм, наркомания и т.п. И мы своей задачей сейчас ставим, обратить внимание на государственном уровне, через матерей, на состояние здоровья ребят.

Какие могут быть результаты этих обращений, если мы видим засилье рекламы алкоголя и табакокурения, а вместо пропаганды здорового образа жизни и разъяснения причин ведущих к наркомании и СПИДу, у нас внедряется поддержка инъекционных наркоманов и ведется пропаганда толерантности к носителям ВИЧ-СПИД?

Сейчас наша организация, совместно с другими организациями, в том числе и с религиозными различных конфессий, лоббирует вопросы запрета рекламы на алкоголь и табак. Мы также будем требовать дать больше преференций социальной рекламе, которая будет пропагандировать здоровый образ жизни. Большой проблемой является уничтожение спортивных и культурных центров, где раньше молодежь занималась спортом и отдыхала. Большому количеству молодежи некуда себя деть, а если некуда деться – это значит пойти уколоться, напиться, поломать скамейки в сквере и т.п.. И эти проблемы надо решать, в том числе, на государственном уровне.

Чем, в вашем представлении, является громада и какой бы вы хотели ее видеть?

В моём представлении громада – это мы с вами, это люди, которые нас окружают, это наши близкие - все, кто проживает на одной территории, в одном поселке, селе или городе. И, на мой взгляд, существенный признак настоящей громады – это когда люди сплочены. Обидно, что у нас громада довольно разобщенная, что нет чувства консолидации. Многие считают зазорным проявлять инициативу. Многие не понимают, что поодиночке, сами мы ничего не можем сделать. Поэтому мне бы хотелось видеть объединенную, особенно через общественные организации, громаду. Я уверена, что в таком случае мы сможем решать большое количество вопросов гораздо эффективнее, и у каждого члена громады улучшится и качество жизни, и общее состояние. И у нас будет и больше улыбающихся лиц, и сам город будет приятнее.

Ольга Давыдовна, как вы считаете, а что необходимо городу для успешного развития?

На мой взгляд, нужно изменение позиции депутатов горсовета. В этом созыве, по моему наблюдению, многие депутаты сами не знают для чего они пришли во власть. Поэтому уже больше чем полгода новая власть, а в городе, практически, ничего не сделано и не изменилось к лучшему. Мы не видим никаких новых веяний или новых идей. Если бы, например, какое-то помещение для молодежи было восстановлено или какой-либо культурный центр. Так нет, наоборот, один из немногих уцелевших культурных центров для досуга людей – кинотеатр «Украина», подвергается совершенно непонятным нападкам.

Ощущение такое, что многим депутатам не хватает чувства долга, некоторым, может быть, совести. Вероятно, они не понимают, что все, что мы как громада имеем, создано нашими родителями, бабушками, дедушками и этот потенциал наращивался из поколения в поколение. Ведь ничего само по себе не возникает, это всё труд человеческий. Неуважение к прошлому, желание, как бы побольше урвать сегодня, совершенно наплевательское отношение к будущему – вот что мы наблюдаем у многих депутатов. Может они временно у нас, как варяги – приехали-уехали и их не волнует, что будет через 10-15 лет у нас в городе. Так вот, я считаю, что в вопрос о том, чтобы помочь депутатам стать более ответственными, общественные организации могут внести очень существенную лепту.

Бесіду вела Анна Парфьонова

Листопад 2006 р.