ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з представниками громадськості

Інтерв'ю координатора Херсонського міського товариства захисту прав споживачів Задніпряної Віри Степанівні

Задніпрянa Вірa

Вера Степановна, расскажите, пожалуйста, об обществе, какими полномочиями в сфере защитимы прав потребителей вы обладаете, как помогаете защищать нарушенные права.

Херсонское городское общество по защите прав потребителей создано и официально зарегистрировано в 2002 году. Цель и смысл деятельности нашего общества понятны – это защита прав потребителей. Инициаторами создания организации были Никитенко Виталий Васильевич, Никитенко Иван Иванович, Головко Юрий Захарович, Харламова Дина Моисеевна – это людьми с большим профессиональным и жизненным опытом и верой в то, что справедливости можно и нужно добиваться. Сегодня организация состоит из 22 членов. Все наши члены являются экспертами в различных сферах.

Что касается полномочий общества, то мы являемся независимой общественной организацией и работаем в рамках закона Украины «О защите прав потребителей». У нас работает 7 экспертных групп по различным направлениям. Каждую из групп возглавляет один из членов правления. Общество занимается вопросами жилищно-коммунальной сферы, торговли, медицинского обслуживания, коммуникаций, по работе с ОСМД и др.

Как мы помогаем защищать права? Мы, как я уже сказала, действуем в рамках закона «О защите прав потребителей», который предоставляет общественным организациям потребителей право проводить экспертизу качества товаров, защищать интересы потребителей в суде и другие права. Т.е мы проводим экспертизу, можем предоставить услуги, начиная от исковых заявлений, до ведения дел в суде или представления интересов наших заявителей в суде. Мы ведем бесплатный прием граждан 4 раза в неделю – понедельник, вторник, среда и четверг. Прием ведется в помещении Фонда милосердия и здоровья, на ул. Фрунзе, 2 и в приемной Областной Громадской рады, в помещении облгосадминистрации. В помещении Громадской рады веду прием я и мой коллега Никитенко Иван Иванович.

А какие вопросы курируете Вы лично, учитывая, что у вас в Обществе существует специализация?

Я занимаюсь жилищно-коммунальной сферой и также являюсь координатором нашей городской организации. Кроме того, я имею, так сказать, «двойное гражданство», так работаю и в городской и в областной организации.

Недавно мы с коллегами нашей городской организации написали ряд брошюр «Советы потребителям». Я, конкретно, написала раздел «Защити себя сам» - советы потребителям услуг в жилищно-коммунальной сфере. Брошюры будут изданы с помощью общественного движения «Возрождения Херсона». Я считаю, что для потребителей информация о правах и механизмах их защиты важна и нужна. Мы очень благодарны «Возрождению Херсона» за то, что они поддержали выпуск брошюр, потому, что мы – малобюджетная организация и нам такие издания пока не под силу.

Нарушения прав жильцов в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны ЖЭКов стали уже просто хроническими. Как же Вы все-таки порекомендуете их защищать?

ЖКХ – это сфера, которая подчиняется конкретно закону «О жилищно-коммунальных услугах» и Жилищно-коммунальному кодексу. Эти законодательные акты, к сожалению, не до конца отработаны, в том числе и по процедуре заключения договоров между жильцами и ЖЭКами. Поэтому индивидуально заключенных договоров у нас очень мало. А, естественно, если ты не заключил договор с организацией, которая тебя обслуживает, то у тебя нет права, скажем, апеллировать и каким-то образом требовать, что-то от этой организации. Сейчас все больше жителей города начинают это понимать, и мы столкнулись с новым интересным фактом - теперь уже не ЖЭКи вынуждают заключать жильцов с ними договора, а жильцы требуют это от ЖЭКов. Потому, что, не имея договора, ЖЭК может себе позволить не оказывать всех услуг, за которые берет деньги. Поэтому договора надо обязательно заключать, но со всеми настоящими атрибутами договора – с мокрой печатью, подписью, а не довольствоваться ксерокопированной бумажкой, которую нам пытаются всучить ЖЭКи. Я настоятельно рекомендую заключить такой договор и платить, а если тебе не оказывают эту услугу, то есть инструмент - суд.

К сожалению, зачастую, мы не знаем, как жаловаться и не хотим жаловаться. А если и жалуемся, то очень часто пасуем перед этой коррумпированной системой. Мы просто не доходим до конца. Потому, что очень сложно после стольких лет запустения и бесправия в этой сфере добиться чего-то. Людей, которые доходят до конца очень и очень мало. Для этого нужны знания, усилия, объединенные усилия. В этом плане достаточно перспективным направлением является создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Но, нам нужно пройти этот путь быстро, а ОСМД создаются медленно.

В общем, надо, на мой взгляд, двигаться по всем направлениям и заключать договора и, объединяться в ОСМД и таким образом понуждать ЖЭКи перестроить свою работу.

В чем, с Вашей точки зрения, кроются основные проблемы ЖКХ и что бы Вы предложили для их решения?

Проблемы давнишние и очень глубокие. Чем объясняются эти проблемы? Во многом это объясняется непрофессионализмом людей, которые занимались и продолжают занимаются жилищно-коммунальным хозяйством. Я, когда работала начальником ЖЭКа, столкнулась с тем фактом, что многие мастера, просто технически безграмотны. Всю свою работу они сводили только к контролю за дворниками, изредка отдавали какие-то указания, записывали жалобы населения и все.

Безответственности ЖЭКов, во многом содействовало отсутствие надлежащего контроля со стороны Горжилуправления и самих жильцов. Жильцы, к сожалению, не имея знаний по законодательной базе, оказываются просто не способны аргументировать свои претензии. Кроме того, у нас чувство хозяина сводится до хозяина квартиры – «вот это мое и больше мне ничего не надо».

Если честно, то картина в ЖКХ меня просто пугает – 2000 многоэтажных домов в городе. Все дома имеют физический износ - 50-60 лет. Наши старые дома – 100 лет. И это физическое старение для многих из них наступило, а для многих приближается.

Запустив жилищно-коммунальное хозяйство, и доведя его до катастрофического состояния, мы сейчас получили в сто раз большие проблемы, когда на восстановление нашего жилого сектора нужно огромное количество денег, а бюджет выделяет крохотные средства по сравнению с тем, в каком состоянии наш жилой фонд.

Если власть и все мы не осознаем глубину проблем и кардинально не возьмемся за дело, то последствия будут самые печальные.

Есть прекрасный опыт Прибалтики, где уже давным-давно нет никаких государственных ЖЭКов. Там у них есть так называемые Домовники, аналог нашего ОСМД, Наверное, потому, что другая ментальность, у них абсолютно другое отношение к собственности – бережное и рачительное. Они, в отличие от многих из нас, понимают, что если дом будет разрушен с твоего потворствования и твоего такого никакого отношения к своей собственности, то никакого другого жилья не будет.

А у нас люди не хотят брать на свои плечи ответственность за свое общее жилье – дом, но надо, другого пути нет.

Можете ли Вы поделиться теми результатами, которые добивается Городское общество по защите прав потребителей? Чего больше – положительных результатов по защите прав потребителей или отрицательных?

Наша организация имеет. У нас очень много дел проходит в судах с положительным эффектом и с возвратом денег для потребителей, которые обратились по жилищно-коммунальной сфере, по торговле и другим сферам.

Мы беремся решать очень многие вопросы, которые, скажем, такая структура, как областное управление по защите прав потребителей не может решить. Почему? Потому, что у нас есть возможность решить это на уровне досудебного разбирательства. Например, у нас был прецедент, когда человек, купив вещь и потеряв свой чек, через год вернул себе деньги за эту вещь и решил свою проблему потому, что мы, просто, на уровне переговоров с хозяином бутика, помогли решить эту проблему.

У нас очень мощная группа, которая занимается исками к «Облэнерго». Выигрывает очень много дел в суде.

Почему о работе Вашего общества так мало слышно?

Мы, как я уже говорила, к сожалению, малобюджетная организация. Грантовых денег, которые помогают развиваться общественным организациям, у нас пока нет. Для того, чтобы распространить информацию о правах потребителей и о работе Общества мы сотрудничаем с другими общественными организациями. Так мы приняли самое активное участие в проекте, который проводил Центр социального партнерства. Мы часто печатаемся в газете «В гору». Большое спасибо им за то, что они предоставляют свои площади. Пока этого видимо недостаточно. Но мы работаем над вопросом более широкого информирования наших горожан и надеемся, что наши услуги будут востребованы.

Что Вас, Вера Степановна, привело к занятию таким непростым делом, особенно в нашей стране, – защите прав потребителей?

Жизненный путь. Я вечный боец. Это моя внутренняя потребность. Бороться с несправедливостью и улучшать существующую действительность. Наивно. Наверное, идеализм, от которого я до сих пор не могу избавиться.

Но все-таки хочется, чтобы все было лучше, не зависимо от того – кризис, не кризис. Я надеюсь, что я могу что-то исправить.

Бесіду вела A. Парфьонова

квітень 2009 р.