ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Самоврядування

ПРО СТВОРЕННЯ ОРГАНІВ САМООРГАНІЗАЦІЇ НАСЕЛЕННЯ

Андрій Крупник

Як та навіщо створювати будинкові, квартальні комітети або комітети мікрорайонів тобто органи самоорганізації населення.

Поради директора Одеського громадського інституту соціальних технологій, кандидата політичних наук Андрія Крупника

Создавать или не создавать?

Задумывая создать новый орган самоорганизации населения, вы должны задать себе два вопроса и честно на них ответить.

Вопрос первый: «Зачем в нашем доме, на улице, в квартале или микрорайоне создавать орган самоорганизации населения – домовой, уличный, квартальный комитет?». Если вы можете на этот вопрос ответить себе, значит, есть смысл двигаться дальше, отвечая всем тем, с кем вы будете разговаривать и кого убеждать. Если же вы себе на этот вопрос ответить не можете, значит не надо и начинать.

Так вот, когда вы предлагаете создать такой орган, вы предлагаете его создать не только для решения множества проблем, которые накопились у вас в доме, квартале или микрорайоне, вы предлагаете его создать, чтобы сделать жизнь в вашем доме или микрорайоне гораздо более человечной и интересной .

Вопрос второй, который вы должны задать себе: зачем я буду этим заниматься? По сути это ответ на такой, в общем-то, философский вопрос о смысле жизни. Ответ может быть: «Для того, чтобы получить удовлетворение от жизни – ведь не хлебом единым жив человек», или «Я чувствую себя хорошо, когда все вокруг хорошо и у нас все получается». А, может быть, у вас просто много свободного времени и его хочется чем-то занять. Или какой-то другой сильный мотив, например, желание общаться с интересными людьми. И если ответ на этот вопрос вам самим понравится, тогда стоит начинать.

Подготовка к созданию ОСН или задачи для решения.

Будем говорить о создании ОСН на примере домового комитета.

Первое, что надо сделать, – это надо взять закон Украины «Об органах самоорганизации населения» и из статьи 14 выписать все собственные полномочия ОСН. Этих полномочий – 14. Это то, чем вы можете обладать буквально сразу, с первых шагов органа ОСН.

Далее, против каждого полномочия вы расшифровываете, какие конкретно проблемы вашего дома вы собираетесь решать путем создания домового комитета. Например, у вас плохое теплоснабжение – тепло «никакое», коммуникации изношены и т. д. Или стоит проблема благоустройства территории вокруг дома – котлован разрыт, кто-то что-то самовольно построил и т.д. Из анализа полномочий ОСН и ваших проблем у вас должны выкристаллизоваться первоочередные задачи для решения. Вот эти проблемы мы будем решать, а для этого нам нужны такие полномочия. И чем точнее вы обозначите круг проблем вашего дома, тем скорее вы вызовете заинтересованность жильцов решать эти проблемы. Пусть это будет три или пять проблем, но важно, чтобы были охвачены все возрастные категории вашего дома. Вы должны знать, сколько у вас в доме детей. Например, 56 детей из дома ходят в школу. Какие у них проблемы? Это могут быть проблемы интересного досуга. Пожилых людей у вас в доме, например, 250. Какие у них проблемы или нужды? Общение, поздравления с праздниками, помощь немощным. У трудоспособных жильцов – свои проблемы и нужды, у матерей – свои. Для матерей мы, например, можем создать детскую группу, где они смогут оставить детей на час-два и сходить в магазин или оплатить коммунальные услуги. То есть, у вас должна быть максимальная ясность по поводу проблем и задач вашего дома, которые вы собираетесь решать. Эту информацию вы записываете на листке бумаги, который желательно размножить, чтобы потом показать и отдать жильцам.

Как создать ОСН?

Что может побудить наших жителей – зачастую разочарованных, злых и обиженных – потратить свое личное время на работу в домовом комитете? Где тот попутный ветер, который поможет нам создать в этих жестких условиях орган самоорганизации населения? И что может быть попутным ветром?

Известно, что у нас первое, вокруг чего объединяются люди – это общая беда, как говорил Жванецкий. Когда беда закончилась, так все расползаются по своим квартирам. Это и из истории известно, и из повседневной жизни. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня в каждом доме существует немало проблем. И если те проблемы, которые вы обозначили, готовясь к созданию домового комитета, волнуют большую часть жильцов вашего дома, – это ваш попутный ветер.

Когда вы придете к людям и начнете разговаривать с ними, агитировать за создание домового комитета, что вы им расскажете? Как хорошо будет когда-нибудь. Конечно, нет! Когда скептично настроенный собеседник скажет вам: «А что вы вообще из себя представляете или вы просто пришли поговорить?». Вы покажете ваш анализ, ваши задачи для решения и скажете, что вот эти проблемы мы будем решать вместе. Ведь понятно, что если течет крыша, то это волнует всех, кто живет на пятом этаже и тот факт, что нет воды или она некачественная волнует всех жильцов дома.

Вы должны именно эти проблемы использовать, чтобы организоваться. Не обещайте золотых гор: «Вот мы сейчас придем и все сделаем и починим». Этого не будет, но мы вместе с вами будем решать эти проблемы. А когда мы за это возьмемся вместе, процесс пойдет.

Информация о жильцах или как найти союзников

Что надо, чтобы создать домовой комитет? Вам надо знать состав жильцов вашего дома, независимо от того, прописаны они или не прописаны, и найти среди них союзников.

Вам надо пройти по квартирам, причем желательно не одному, а вдвоем или втроем – именно с той информацией, которую вы подготовили – задачами для решения. В каждой квартире можно поговорить о том, что нам уже надоело жить в таких условиях, с этими проблемами. Мы хотим создать комитет, который поможет нам и поможет власти лучше осознать свои обязанности в решении наших проблем.

И это общение даст вам информацию о том, кто просто поддерживает вашу идею, кто будет активно участвовать в работе домового комитета, а кому это совершенно не интересно. Все это вы отражаете в своей информации о доме, которую надо тщательно собрать и оформить. Рекомендую отобразить это на отдельных листах – по каждому подъезду. Сделайте таблицу, разбейте ее на блоки поквартирно, укажите фамилию, имя отчество каждого жильца и укажите для себя их готовность к возможному участию в домовом комитете.

Если человек категорически против, все отвергает и с порога хамит – с ним дело вообще иметь не стоит, ставим минус. Если человек проявил интерес, но занят и ничего не обещает – один плюс. Если человек проявил интерес, спросил: «Чем я могу помочь?» и предложил, что в каких-то случаях можно на него рассчитывать, – ставим два плюса. И, наконец, «основной боец, наш соратник», как мы его почувствовали, – это три плюса. Итак, вы получите общую картину по дому.

И если на волне этой борьбы за что-то или с кем-то вы сможете создать костяк, то он уже у вас и дальше будет держаться, независимо от того есть какие-то животрепещущие проблемы или пока нет.

Структура органа самоорганизации населения

Мы опускаем здесь процедуру создания ОСН. Эта тема подробно описана в сборнике нормативных материалов Алексея Орловского. Пусть мы получили согласие горсовета и создаем домовой комитет согласно законодательству: есть председатель, есть секретарь, который занимается делопроизводством. А сколько человек надо избрать в совет? Если дом многоквартирный, например, на три подъезда, то надо, чтобы в совете присутствовал как минимум один представитель от каждого подъезда. Это пока территориальное представительство. Но есть же еще основные направления работы. Это направления или функции домового комитета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, работы с детьми, заботы о стариках, работы с торговыми точками, которые находятся на вашей территории и т.п.

Все эти вопросы не свалишь в одну кучу. Для их постоянного решения создаются комиссии по направлениям, которые и образуют структуру ОСН. Хотя комиссия – это понятие, которое больше подходит для микрорайонов, где большое количество жителей. А в доме может быть не комиссия, а один человек, ответственный за то или иное направление. У нас в Одессе разработана типовая структура органа ОСН, в которой отражены практически все функции, которые выполняют эти органы. Вы можете изучить эту структуру, мы оставляем эту информацию в общественной организации «Непосредственное народовластие»

Конечно, глядя на типовую структуру, понимаем, что это огромная работа. Ну, а как же иначе?

Выстраиваем отношения с властью

Власть, бюрократический аппарат – это система. И если мы хотим на равных взаимодействовать, а иногда и противостоять этой системе,то «забросать шапками» не получится. Нам надо создать свою систему, которая бы работала четко и организованно.

Для чего мы нужны власти?

Сегодня, наша власть, претворяя в жизнь европейский выбор Украины, уже разработала и далее разрабатывает документы и законы, которые обязывают саму власть работать с общественностью, заставляют ее быть более открытой и эффективной. Некоторые представители органов власти уже сами начинают понимать, что они могут нормально, по-деловому, подойти к созданию ОСН, установить с ними деловые отношения и получить неплохие преимущества от этого сотрудничества. Например, передать органам ОСН основной груз работы с обращениями граждан. Так, в Одессе председатели ОСН принимают в неделю десятки людей. А если бы они их не принимали, весь этот вал недовольства, просьб, претензий выплескивался бы на органы местного самоуправления. Вот эта заинтересованность власти в передачи вниз части своей нагрузки, а также упомянутое выше новое законодательство и есть нашим попутным ветром в создании и развитии системы самоорганизации населения.

Для чего власть нужна нам?

Во-первых, ОСН может иметь бюджетное финансирование, выполняя собственные и дополнительно делегированные властью полномочия. И по этому вопросу надо очень плотно сотрудничать с нею.

Во-вторых, вы знаете, как много проблем сейчас связано с самовольным и незаконным строительством и реконструкцией зданий, с нарушением правил благоустройства территорий. Например, в доме что-то строят, а вы не имеете полномочий прийти и сказать, что вы напрасно капитальную стенку ломаете, завтра мы все рухнем.

В законе об архитектуре правда есть статья, которая разрешает привлекать общественных инспекторов, в том числе, и из ОСН к участию в решении этих вопросов. Но чтобы эту норму воплотить в жизнь, надо, чтобы это было прописано в положении об управлении градострои-тельства и архитектуры, в положении о порядке сдачи жилых домов в эксплуатацию и т.д. Нам нужно взаимодействовать с властью, чтобы получить эти полномочия. Т. е. необходимо, чтобы вопросы участия представителей ОСН в принятии решений относительно строительства и реконструкции зданий и сооружений были отражены в городских и районных нормативных документах. Это же касается и подписания представителями ОСН актов выполненных ЖЭКами работ и ряда других вопросов.

Вопросы взаимоотношений с ЖЭКами

ЖЭКи – это наша беда, наша боль. Мало того, что они работают, как правило, из рук вон плохо. Сейчас они увидели в лице председателей ОСН рабочих лошадок и пытаются их гонять и в хвост, и в гриву, заставляя бесплатно косить траву, выполнять работы по благоустройству и т.д. Это сложный процесс притирки отношений. Но чем сильнее и организованнее ваша общественная структура, тем проще разговаривать с ЖЭКом. Если вы слабы, ничего не можете противопоставить, то они вас сделают крайними во всех вопросах. Поэтому участие представителей ОСН в комиссии по подписанию актов выполненных ЖЭКом работ – это один из этих элементов паритетных взаимоотношений и налаживания делового сотрудничества.

Сейчас мы пытаемся решить задачу признания на законодательном уровне того факта, что определенные виды деятельности органов власти являются по сути предоставлением ими административных услуг юридическим и физическим лицам. Чтобы услуги ЗАГСов, нотариата, разрешительных и согласовательных органов относились к управленческим услугам и на них распространялось действие Закона о защите прав потребителей.

Вы можете создать общественную организацию – ассоциацию органов ОСН, а далее на базе этой же общественной организации можете создать общество по защите прав потребителей. Ведь никто не запрещает людям быть одновременно членом нескольких общественных организаций – это в партии можно быть только в одной. И тогда у вас будут дополнительные возможности влиять на поставщиков различных услуг, в том числе жилищно-коммунальных.

Взаимоотношения с коммерческими структурами

Для того, чтобы с пользой для дела общаться с предпринимателями, с ними надо не только бороться, с ними надо дружить. Но дружить так, чтобы они хотели и были заинтересованы в этом. Для этого вы должны понять, что именно для данного конкретного магазина, который расположен на территории вашего дома или микрорайона, вы можете сделать. Если домовой комитет, предположим, сможет прорекламировать магазин среди жильцов вашего дома, обеспечив распространение карточек с 5% скидкой, и ваши жители будут постоянными клиентами этой торговой точки, то бизнесмен будет заинтересован в сотрудничестве с вами. А на этом фоне и вы можете рассчитывать на поддержку ваших начинаний. Возможно, предприниматель поможет вам построить детскую площадку, изгородь или заасфальтировать какую-то часть тротуара. Думаю, девизом взаимоотношений с предпринимателями должен быть лозунг «Ребята, давайте жить дружно!». Хотя, конечно, надо в случае необходимости уметь защищать свои права – и через механизмы участия в государственных комиссиях, о которых я говорил выше, и через механизмы защиты прав потребителей, которые предусмотрены специальным законом.

Каковы перспективы развития системы ОСН?

Если у Вас в городе будут создаваться ОСН различного уровня: дома, улицы, квартала, микрорайона, то может возникнуть коллизия. По закону эти комитеты имеют абсолютно одинаковые права, а как же их между собой распределить? И тут можно порекомендовать заключить между собой договор о разделении полномочий. Например, в Одессе на уровне микрорайонов, мы создаем всю организационную инфраструктуру ОСН, которая включает в себя централизованную бухгалтерию, юридическую, информационную службы. И нет на первых порах пока необходимости каждому домовому комитету открывать свой счет и нести на себе этот огромный груз всей административной работы. Т. е. договорившись о совместной работе, мы можем так распределить между собой обязанности, чтобы все эффективно справлялись со своим уровнем задач и полномочий. Хотя это не простой вопрос и мы сейчас над ним серьезно работаем. Я думаю, у вас в дальнейшем тоже встанут такие вопросы. Поэтому мы считаем очень важным обмениваться накопленным опытом и давать возможность представителям ОСН учиться.

Учиться, чтобы знать и эффективно управлять

Если вы руководитель ОСН, на Вас лежит огромная ответственность. Ведь председатель домового комитета работает и внутри дома, значит, как минимум, должен уметь, общаться с людьми. Он же решает вопросы с внешним миром, и значит, должен знать, как их решать. Поэтому председателями домовых комитетов или других ОСН должны быть грамотные люди, которые умеют не только брать «на горло». Одно дело всех критиковать и со всеми не соглашаться, а другое дело, когда нужно разобраться в том, что действительно происходит и как в реальных условиях добиться того, что нужно для дома. Мы ведем переговоры с ректорами регионального института госуправления и экономического университета, чтобы они в структуре своих учреждений, на базе центров повышения квалификации создали отделения профессионального совершенствования председателей домовых комитетов и других ОСН.

Мы хотим, чтобы эти учебные центры давали и экономические, и социальные, и управленческие, и другие очень важные знания для тех, кто работает в органах самоорганизации населения. Ведь нужно очень многое знать и по управлению городом, и по взаимодействию с людьми.

Для того, чтобы более успешно решать все эти вопросы, весной нынешнего года по инициативе одесситов была создана Всеукраинская ассоциация содействия самоорганизации населения. И сегодня мы стараемся оказывать помощь всем: и тем, кто лишь начинает эту работу, и тем, кто идет в ней вперед. Мы полностью открыты для сотрудничества.

Із виступу А. С. Крупника на семінарі «Хто в домі хазяїн», який було проведено громадською організацією «Безпосереднє народовладдя» 7 вересня 2006 р.

Семінар проводили:

Андрій Крупник - директор Одеського громадського інституту соціальних технологій, доцент кафедри державного управління та місцевого самоврядування ОРІДУ НАДУ при президентові України кандидат політичних наук

Олексій Орловський – голова Всеукраїнської асоціації сприяння самоорганізації населення, доцент кафедри права та законотворчого процесу ОРІДУ НАДУ при президентові України, канд. Юридичних наук.